Практическое руководство по применению бизнес-симуляций в учебном процессе

Нет ничего более трудноосуществимого, более сомнительного в успешности, 
более опасного в осуществлении, чем создание нового порядка вещей. 
Николо Макиавелли

Сегодня использование активных форматов обучения открывает уникальные возможности для изучения сложных дисциплин. Для огромного числа учебных заведений во всем мире уже является обычной практикой использование методов компьютерного моделирования в своем учебном процессе.  Как справедливо отмечает Тим Рогманс[1], если еще недавно считалось прогрессивным организовывать такой формат дистанционного обучения, где лектор в формате видео представляет учебный материал для студентов, то сегодня такой подход не является ни эффективным, ни подходящим для глубокого изучения дисциплины. Требуются форматы, которые дают возможность работать с материалом, проводить анализ и делать выводы. Современные методы компьютерного моделирования позволяют организовать работу с информацией, воспроизводить нужную ситуацию, формировать среду для принятия решений. Применение цифрового подхода открывает возможности работать в режиме онлайн. А значит, становится доступным ведение процесса обучения в разных локациях, дистанционно, что и востребовано в современном обществе, и имеет широкие дальнейшие перспективы. Таким образом, сегодня уже созданы высокопотенциальные форматы, которые обеспечивают дистанционное получение и использование знаний, обсуждение результатов их применения на практике, рефлексию полученного опыта.

Компьютерные бизнес-симуляции в онлайн формате – это деятельность в изменяющейся смоделированной среде, где обучающимся необходимо принимать решения и с использованием полученных теоретических знаний, и с учетом влияния внешних факторов, и при этом - прогнозировать ожидаемые результаты. В тоже время самые передовые системы моделирования предлагают не конкуренцию с компьютером или преподавателем дисциплины, а возможность конкурировать участникам между собой в среде, которая также изменяется по ходу деловой игры. Поскольку чаще всего в бизнес-симуляции участники начинают действовать с одинаковых начальных условий, то подобный многораундовый процесс позволяет организовать неформальную среду обучения с возможностью общего обсуждения и оценкой результатов каждого ее участника.

Учитывая растущий спрос на внедрение метода бизнес-симуляций в учебный процесс, далее приводится общий алгоритм, который поможет начать реализацию метода активного онлайн обучения.

 

Подготовка к началу внедрения бизнес-симуляций в учебный процесс

Процесс подготовки мы разделим на несколько блоков. С чего начать? Ниже общий план первичной подготовки:

  1. Определить, как бизнес-симуляция может повысить ценность курса. Ключевой вопрос, – зачем Вы принимаете решение о внедрении подхода бизнес-моделирования: Какова ценность для обучающихся, преподавателей, учебного заведения? Что наиболее приоритетно в данный момент? Понимание и формализация мотивов использования выбранных технологий поможет убедить руководство, вовлечь аудиторию в данную активность.
  2. Как следует организовать связь учебных материалов со средой в моделировании. Использование материалов для развития является очень важным вопросом. Сама среда делового моделирования является местом безопасного эксперимента для обучающихся. В общем-то, любой участник может действовать в бизнес-симуляции наугад, исходя из установки как простого развлечения, так и общего эксперимента. Но именно осознание связи действий и результатов, прогнозных и фактических значений, теории и практики является принципиальным для эффективного использования бизнес-симуляций в учебном процессе. И это означает, что до начала такого курса важно определиться с теориями, которые будут использоваться в ходе бизнес-симуляции, организовать изучение теории участниками и ее применение по ходу курса.
  3. Способ организации работы в моделированной среде – групповая работа или индивидуальный формат. У каждого подхода есть свои преимущества. Индивидуальный формат преподавателю обсуждать проще, и здесь требуется меньшее время на подготовку решений, поскольку человек в одиночку принимает решения быстрее.  При этом групповой подход все же предпочтительнее, поскольку здесь запускаются процессы активного обмена мнениями, неформального и открытого обсуждения всех аспектов решения, анализ ситуации обогащается разными точками зрения и мнениями.
  4. Как будет организована коммуникация между игроками. Дистанционные онлайн форматы имеют высокий уровень возможностей по данному вопросу. Здесь возможно как синхронное общение, когда все участники одновременно общаются в ходе бизнес-симуляции, так и асинхронные форматы – когда разные группы или отдельные участники формируют коммуникацию, исходя из своих потребностей. Для синхронного общения хорошо подходят методы онлайн конференций (Zoom, Skype, Lync и т.п.), для асинхронных форм удобным является, когда сама среда бизнес-симуляции содержит общие чаты и чаты по командам, либо организуются специальные группы в удобных мессенджерах – whatsapp, telegram и т.п.
  5. Поддержка игроков в начале бизнес-симуляции. Как хорошо известно, любая игровая активность требует интенсивной поддержки в начале. Здесь важно, чтобы каждый участник понял и принял правила, чтобы каждый студент оперативно получил ответ на свой вопрос.  Для эффективного старта преподавателю необходимо максимально подробно донести начальную информацию. Для этого целесообразно использовать специально подготовленные материалы. Это и общее описание бизнес-симуляции, того процесса, которой моделируется в игре, и описание того, как принимаются решения по каждой области, реализованной в данном бизнес-симуляторе. Передовой подход – использование видео-инструкций. Многие поставщики бизнес-симуляций предлагают заранее подготовленные видеоролики. Возможно, что и преподавателю необходимо записать свой видео-урок по работе в среде бизнес-симуляции, но не пугайтесь, это вопрос далеко не первого проведения такого курса!

 

Проведение бизнес-симуляции

Когда вопросы начальной организации процесса дистанционного обучения определены, и начинается непосредственное проведение курса, процессы планирования и организации не заканчиваются. Важно проработать следующие моменты:

  • Ход бизнес-симуляции. Важно до начала проведения бизнес-симуляции провести предварительное планирование того, как будут закрываться раунды игры, как будет проходить обсуждение результатов и т.д. Что касается скорости проведения, то многое зависит от внешних условий: когда планируется завершение сессии, с каким ритмом участники получают новую информацию и знакомятся с ней.  Часто оптимальным режимом является дистанционное прохождение 2-3 раундов бизнес-симуляции в неделю. Это позволяет эффективно удерживать внимание студентов на теме обучения и достаточно подробно анализировать результаты.  И, что точно рекомендуется делать – включать счетчик истечения времени, чтобы участники видели в программе крайние сроки принятия решения и были мотивированы своевременно вносить информацию в систему.  После закрытия раунда следует планировать анализ и обсуждение результатов.
  • Решения и обсуждение результатов. Для преподавателя более привычным форматом может являться подход, когда все решения принимаются в ходе общей работы, будь то учебное занятие в аудитории, или онлайн сессия. Отметим, что возможности применения дистанционных деловых игр значительно шире. Решения могут приниматься как синхронно: всеми участниками за определенное время, например, за 40 минут к 12.00. Или же асинхронно: в любое время, главное, чтобы к дедлайну, например, завтра к 23.00, чтобы все решения были внесены в систему. Раунды могут обсуждаться также синхронно, очно или дистанционно. Это наиболее привычный формат работы. Другой подход — асинхронный распределенный формат, когда анализ проводится в письменной форме к определённому времени и, например, размещается на общедоступном ресурсе для комментариев остальных участников. 
    Сфокусируем внимание на важности обсуждения результатов. Этот момент даже более важен, чем сама игра. Именно здесь участники деловой игры соизмеряют теорию и практику, осмысляют полученный опыт, делают выводы из своего и чужого опыта, формируют установки. Здесь принципиальной является организация процесса обсуждения. Даже если нет возможности организовать общее обсуждение по итогу каждого раунда, то как минимум каждый второй раунд бизнес-симуляции должен заканчиваться общим, синхронным процессом обсуждения достигнутых результатов.
  • Как организовать работу групп на курсе. До начала курса важно решить, как участники будут организованы в команды. Относительно редко применяется подход, когда группы организуются хаотично, на основании предпочтения самих студентов. Преподавателю все же целесообразно управлять процессом организации групп – кто и с кем будет работать на курсе, чья совместная работа в группах взаимообогатит участников. В случае индивидуальной работы участников данный блок, очевидно, не является актуальным.
  • Показатель победы. В любой бизнес-симуляции присутствуют те или иные метрики. Это могут быть как а) натуральные показатели деятельности на курсе – размер/доля рынка или прибыли, объем ценных ресурсов, так и б) показатели эффективности – уровень относительной прибыли, показатели рентабельности и т.п. Наш опыт показывает, что следует сбалансированно применять показатели победы в ходе бизнес-симуляции. Что значит сбалансированно? С одной стороны, наличие критерия успеха – это мотивация участников на достижения, возможность оценивать прогресс по ходу игры. Это хороший инструмент мотивации на активное участие в бизнес-симуляции. При этом возведение критерия в абсолютный показатель часто приводит к перегибам в ходе бизнес-симуляции, проявлению жульничества, или даже подтасовок или обмана со стороны участников. Поэтому мы рекомендуем использовать несколько показателей в процессе бизнес-симуляции, либо дополнять основной критерий дополнительными. Также можно расширять спектр оцениваемых значений, например, по итогу бизнес-симуляции предложить участникам подготовить эссе на предмет применения изученного материала и практических выводов. При этом не рекомендуется критерий победы из бизнес-симуляции выносить за ее пределы, например, на основании уровня достижения показателя победы в бизнес-симуляции оценивать уровень владения материалом всего курса и т.п.
  • Обсуждение итогов бизнес-симуляции. Стоит рассмотреть элемент поощрения участников за достижения в ходе деловой игры. Применение схем мотивации в продолжительной коллективной деятельности всегда положительно влияет на эмоциональную вовлеченность участников процесса, позволяет достичь лучших учебных результатов. Вариантов множество, и лучше заранее продумать их. Это может быть связано с признанием, например, когда три лучших участника/команды отмечаются в газете, на университетском портале и т.п.; другой вариант – приглашение к участию в специальном событии, выступлению на конференции, что важно для защиты дипломов. Возможно - награждения баллами в общей системе рейтинга студентов и другие формы поощрений, которые будут актуальными и для участников, и для всего образовательного процесса.

Создаем курс мирового уровня

Сегодня есть возможность делать интересные вовлекающие курсы, организовывать активное использование новых знаний в ходе учебной программы, включать игровые механизмы обучения, которые органически привлекательны для человека. Цифровой формат позволяет создавать эффективное обучение либо в смешанном формате, очном и дистанционном, либо полностью организовывать работу обучающихся в удаленном режиме. Независимо от того, есть ли уже опыт проведения деловых игр или еще нет, при планировании такого процесса и использовании проверенных технологий онлайн бизнес-симуляций практически каждый преподаватель может создать курс обучения мирового уровня.

Бизнес-симуляции Cesim применяются в огромном количестве учебных заведений по всему миру, содержат множество уникальных настроек, функциональных возможностей, что позволяет эффективно использовать данные решения для широкого круга образовательных программ. 
Появились вопросы? Напишите нам, info@grow-time.ru

Максим Чернышов 
Апрель 2020

 #бизнес_симуляции, #делова_игра, #методы_образования

[1] - Yes, Business Simulations Can—and Should—Be Taught Online, by Tim Rogmans, https://hbsp.harvard.edu/inspiring-minds/yes-business-simulations-can-and-should-be-taught-online