Цикл Колба в тренингах и бизнес-симуляциях. Когда игровые техники малоэффективны
«Я слышу — я забываю.
Я вижу — я запоминаю.
Я делаю — я понимаю».
Конфуций
Стили познания и обучения, история вопроса и современные исследования
Подход по эффективному осознанному обучению был сформулирован Дэвидом Колбом (David Colb) более сорока лет назад [1]. Сегодня эмпирическая модель Колба является общепризнанным инструментом для развития большинства навыков людей в бизнесе. В чем суть модели?
1. Мозговой активности человека свойственна работа с информацией в форматах ее сбора и анализа. Соответственно, можно сформировать концепцию из двух измерений:
- сбор информации с полюсами: конкретный опыт – абстрактные концепции, и
- анализ/реакция на информацию с крайними положениями от рефлексивного наблюдения до активного экспериментирования.
2. Четыре квадранта пересечения осей дают варианты стилей познания, которые определяются следующим образом:
- дивергентный стиль – предпочтение получать информацию в общении, задавать вопросы и внимательно слушать, и в последующем размышлять об услышанном;
- ассимилирующий стиль – стремление собирать уже структурированную информацию, готовые теории и далее анализировать их, сопоставлять их применимость, рефлексировать над полученными результатами;
- конвергентный стиль – предпочтение к получению готовой концепции, методики с последующим их применением;
- активный (или аккомодационный) стиль – действия методом проб и ошибок, стремление к практической реализации вместо изучения теории и общих разговоров.
У каждого человека преобладает какой-то стиль познания. На основе чего можно диагностировать четыре типа людей: Мыслитель, Теоретик, Прагматик или Активист (см. рисунок). Каждый может провести такую диагностику с помощью теста стилей познания LSI (Learning Style inventory) и определить свой приоритетный стиль обучения, что перспективно для усиления своего персонального стиля обучения.
3. Еще более важное следствие из концепции двух измерений – то, что сочетанием всех четырех стилей работы с информацией можно добиться эффективного ее усвоения, сформировать устойчивый навык для группы участников. Для этого целесообразно применять циклический подход (цикл Колба). Здесь a) новая информация сопоставляется с имеющимся опытом; далее b) проводится размышление и рефлексия такого сопоставления, затем c) используется теоретическая концепция, объясняющая изучаемое явление, и заключительный этап цикла – d) практика нового подхода.
Опыт показал (напомним, изначально это экспериментальная модель обучения), что точкой входа в цикл обучения может быть любой из его этапов, но главное – такой цикл необходимо неоднократно повторить для формирования нового умения. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что циклический подход действительно позволяет человеку формировать новые навыки любой сложности!
Организация эффективного обучения
Каковы практические выводы еще можно сделать из модели Колба?
Первое, классические методы обучения, такие как теоретические занятия или самостоятельное обучение на рабочем месте, подходят для отработки простых и очень простых умений в 2-3 условных шага. Здесь информация прорабатывается ограниченно. Такие подходы малоэффективны в развитии современных компетенций, требующих четких шагов уже от четырех последовательных действий. Причина очевидна – важно реализовать все способы обработки и усвоения индивидом информации. Факт – современные процессы непрерывно усложняются. Как следствие, требования по развитию персонала только увеличиваются, сами навыки усложняются, а время на их развитие уменьшается!

Таким образом, развитие актуальных современных навыков наиболее эффективно проводить с использованием цикла Колба, содержащего четыре последовательных шага работы с информацией. Собственно, это и объясняет активное применение тренингов, технологии активного взаимодействия тренера и группы взрослых участников, в котором применяются специально подобранные форматы взаимодействия всех участников и осуществляется многократная проработка нужной информации для формирования выбранных навыков.
Второе, а что делать со стилями познания? В формате групповой работы нецелесообразно выделять отдельные индивидуальные стили познания участников в силу избыточности подобной информации. Это позволит больше сфокусироваться на целевом навыке и не усложнять сам процесс обучения. Важнее – подобрать такие техники работы группы, чтобы провести несколько полных циклов обучения, пройти все четыре этапа. Например, изучить теорию, попрактиковаться в применении навыка в требуемой последовательности, построить взаимосвязи с опытом участников и отрефлексировать результаты, и затем – повторить цикл с дополнительной теорией и т. д.
Надо отметить, что по ходу тренинга можно наблюдать за проявлением ведущих стилей познания участников. По ходу отработки материала активность разных участников должна меняться. И это хороший признак для ведущего, показывающий движение в цикле. Если планируется дальнейшая индивидуальная работа – лучше зафиксировать информацию по ведущим стилям познания участников! Рекомендация – определите свой ведущий стиль познания. Начинайте наблюдения с простого для себя стиля и уже затем начинайте наблюдения за ведущими стилями познания и изменением активности участников.
Несколько слов о передовых know-how. Имеет смысл использовать отдельные достижения современной нейронауки. Например, исследования Маркуса Рейчела (Marcus E. Raichl) о трех базовых режимах работы мозга [2] показали, что люди в общем предпочитают проводить сбор информации, а не ее анализ (активизация разных областей мозга, возбуждение CEN-сети против SN-сети выявления значимости. Авторы обнаружили, что мозг человека а) в разных режимах активирует отличающиеся области неокортекса, б) активация одного режима исключает активацию других в один промежуток времени; в) за поиск информации, при активации режима CEN, мозг получает специальное «дофаминовое подкрепление». Сам организм стимулирует нас к поиску. Но! Сверхактивация только одного режима угнетает процессы анализа и мышления! Например, это проявляется у людей повышенным интересом к регулярному просмотру новостей, пролистыванию новостной ленты в соцсетях при минимальном анализе получаемой информации и извлечением малой пользы для себя.

Это означает, что в рамках учебного мероприятия и проведения группы через цикл Колба ведущему обучающего курса стоит больше делегировать участникам сбор информации, а затем активно переводить обучающихся в режим анализа полученной информации, рефлексии результатов, формирования выводов. Да, первая часть работы идет легко, а вот вторая – непросто. Будьте к этому готовы, это нормально! После активной проработки навыка стимулируйте участников размышлять над извлеченными уроками. Это активирует третий режим активности мозга, DMN – сеть оперативного покоя, которая запускает построение новых нейронных связей. Здесь, к сожалению, не все так просто. Для запуска DMN необходимо не менее 20-30 минут, а ведь мы так любим в свободное время искать новую информацию (см. выше) и таким образом сами не даем себе рефлексировать над полученными ранее знаниями.
Другой пример, на основании исследования Дэвида Рока [3], можно использовать модель SCARF – нейтрализовать угрозы, которые мозг непрерывно сканирует, и тем самым помочь участникам сконцентрироваться на изучаемом предмете. Видео об этом смотрите здесь>>
И наконец третье, – подбор методик обучения является принципиальным для формирования программы обучения и полностью определяется задачей развития, тем целевым навыком, по которому ставится учебная задача. Это область экспертизы, опыта и ответственности ведущего курса/тренинга. Для простых компетенций это может быть то, что сегодня называется уже классическим тренингом, состоящим из изучения нового материала, групповых дискуссий, упражнений, практических заданий, ролевых ситуаций, и т. п. Акцентирую, важна организация курса, использование техник проработки новой информации в рамках отведенного на курс времени. Для сложных, составных компетенций, особенно управленческих компетенций, необходимо также подбирать форматы, которые позволят пройти все четыре этапа цикла обучения. Отдельно здесь выделяется такой формат, как бизнес-симуляция. Это технология делового моделирования, где участники принимают решения в бизнес-среде и затем здесь же анализируют получаемые результаты.
Настольные и компьютерные бизнес-симуляции
Использование бизнес-симуляций открывает уникальные возможности для обучения и особенно для развития сложных компетенций. Проведение делового моделирования в формате повторяющихся раундов позволяет многократно провести цикл обучения Колба, пройти по этапам, например, от анализа имеющегося опыта и размышления об этом опыте до изучения соответствующей теории и применения ее на практике с последующем обогащением персонального багажа знаний и опыта. И затем – следующий цикл экспериментального обучения. Более того, если форматы настольного моделирования, настольные бизнес-симуляции позволяют пройти 3-4 цикла обучения за время, выделенное на тренинг, то компьютерные бизнес-симуляции погружают участников в 6-8, а иногда 10 циклов обучения. И особенно ценно, что технология компьютерной бизнес-симуляции [4] позволяет наращивать глубину изучения и освоения сложных бизнес-компетенций, таких как стратегическое мышление/стратегический анализ, ESG стратегическое развитие бизнеса, коммерческое мышление/деловая проницательность, финансовый анализ, системный анализ/системное мышление/решение проблем и т. д. Более того, в бизнес-симуляции участники демонстрируют свои личные качества, в том числе уровень компетенции «Ориентация на результат» (см. приложение ниже).
Ловушки использования бизнес-симуляций
Не все так просто в технологии применения бизнес-симуляций в обучающем процессе. Если с момента появления технологий делового моделирования интерес к ним был очень высоким, то постепенно наступило охлаждение. Нередко можно услышать неудовлетворенную реакцию заказчика на итоги применения бизнес-симуляции. Разберем три ключевые причины.
Причина 1. Ведущий программы не обладает достаточной подготовкой и проводит игру ради игры. Действительно, то, что деловая бизнес-симуляция по своей сути является игрой, нередко становится ловушкой для преподавателя. Погружение в менее формализованную обстановку, организация fun-среды вокруг игрового формата сильно меняет течение обучающей сессии. Более того, необходимость создавать игровое пространство, как то: раздать поля, фишки участникам, правильно разложить десятки карточек и т. п., сильно отвлекает, требует отдельной концентрации. В результате, как показывают наблюдения, в 8 из 10 случаев преподавателю очень сложно вернуться в цикл Колба, отрефлексировать результаты раунда, на нужном уровне добавить теоретический материал, а затем после практики (тут обычно не возникает проблем, ведь все с азартом погружаются в игру!) добиться присоединения результатов раунда к опыту участников. И когда раскручивается маховик раундов деловой игры, если первые раунды по циклу Колба были неполные, то реорганизовать последующие и наполнить их обучающим подходом требует значимых усилий. Как справиться с таким вызовом, несколько рекомендаций:
- Базовый настрой, установка ведущего: игра сама по себе не есть основа курса, а лишь элемент, практика для выбранной теории.
- Все элементы игры должны быть настроены до начала курса – сложены карточки в нужной последовательности, расставлены фишки и пр. таким образом, чтобы готовые комплекты были без промедления выданы участникам с минимальным отвлечения преподавателя от учебного процесса.
- Если организация игрового контекста требует объемной подготовки – сделайте паузу, привлеките дополнительные ресурсы, например администратора или со-ведущего.
Причина 2. Участники мероприятия воспринимают игру как развлечение, с удовольствием веселятся по ходу, стремятся не улучшить показатели из раунда в раунд, а наоборот, принимать «анти»-решения. Решение данного вызова возможно в следующей логике:
- Введение метрик эффективности и формирование общей доски результатов по итогу каждого раунда. Обсуждение наилучших решений и минипрезентации участников, добившихся лучших показателей в раунде, и обязательно – подробное обсуждение самых слабых результатов и тех действий участников, которые к ним привели. И здесь специальная рекомендация – не допускайте бравады в высказываниях участника, имеющего худшие показатели. В такой ситуации самостоятельно укажите на принятые решения и их последствия.
- Организация игровых ролей участников деловой игры. Практика проведения деловых игр показывает, что, во-первых, игра допускает очень широкие возможности в назначении на роли в бизнес-симуляции, во-вторых, участникам деловой игры в меньшей степени интересно и полезно действовать в своей обычной бизнес-роли. Здесь эффективно работают следующие подходы:
- Действия участника в другой функциональной роли. Если участник – топ-менеджер, руководитель среднего уровня или даже специалист, например из производства, то в игре пусть принимает решения в функции продаж, маркетологи отвечают за финансы, финансисты за стратегию, производственники за маркетинг и т. д.
- Если участник – руководитель высокого уровня, который многое видел и «все знает», тогда говорим о развитии мышления собственника. Тогда ролевая организация в бизнес-симуляции: участники – это собственники, которые для спасения бизнеса вернулись в менеджмент.
Развитие мышления собственника/ Owners mindset development
Можно найти большее количество информации о развитии Owners mindset. Воспользуемся подходом, сформулированным в Bain&Co Крисом Зуком (Chris Zook) и Джеймсом Алленом (James Allen) в книге «The founder’s mentality» [5]:

Важно отметить, что авторы сформировали свою методологию на основании многолетних исследований ключевых факторов устойчивого развития бизнеса, выявили строгую корреляцию между качеством мышления руководителей (founder’s mentality) и финансовыми результатами бизнеса. Так, например, по показателю совокупной доходности акционерного капитала (TSR, Total shareholder return) результаты компаний, ориентирующихся на применение менталитета основателя, выше более чем в 3 раза по сравнению с другими аналогичными публичными компаниями! [5, стр. 16]. Поскольку сегодня многие компании ориентируются на показатель совокупной доходности и многие современные компьютерные бизнес-симуляции используют показатель TSR в определении лучших управленческих команд, то имеет смысл обратить внимание на такой подход, когда, как авторы назвали, «внутренняя игра стратегии» оказывает существенное влияние и на внешнюю стратегию, и в целом на развитие, успешность и устойчивость всего бизнеса в долгосрочной перспективе!
Итак, мышление собственника:
- Пристальный фокус на деньги (strong cash focus) – относиться к расходам и инвестициям, как к своим деньгам.
- Склонность к действиям (bias for action) – принимать решения и действовать со скоростью, обеспечивающей отрыв от конкурентов.
- Отвращение к бюрократии (aversion to bureaucracy) – минимизация потерь энергии при прохождении решений по организационным функциям и уровням.
Причина 3. Сложность освоения начальных инструкций к деловой игре/бизнес-симуляции
Многие сталкивались с ситуацией, что когда только начинается любая игра, то изучение правил, поиск ответов на вопросы, наличие неопределенности – все это негативно влияет на общий интерес к мероприятию, значительно снижает энтузиазм участников. Вывод, важно управлять процессом быстрого погружения в контекст игры, продумать шаги эффективного изучения начальных инструкций. Для этого рекомендуется:
- использовать визуальные средства, например подготовить презентацию с визуализацией действий в игре/бизнес-симуляции;
- использовать метод предварительного ознакомления участников с правилами игры. Например, до начала учебной сессии уже информировать участников о правилах игры. Здесь можно использовать несколько инфо-сообщений, где одно сообщение содержит общую краткую информацию о процессе игры, видеоинструкцию по процессу, а следующее – содержит более подробную информацию о процессах принятия решения в деловой игре и т. д.;
- использовать технику пробного раунда (по сути, это реализует локальный подход Learning by doing), когда участники методом проб и ошибок осваивают игровой процесс и даже специально совершают в нем ошибочные действия. Но далее результаты такого раунда никак не используются в учебном процессе, а основная игра начинается со стартового раунда.
Итоги
Применение цикла экспериментального обучения (цикла Колба) сегодня является крайне эффективной технологией обучения персонала по компетенциям любой сложности. Встраивание в циклический процесс передовых техник, которые организуют контекст нужной компетенции (бизнес-симуляций и деловых игр) позволяет создавать очень интересные и перспективные программы развития. Но это требует высокой подготовки ведущих таких курсов и отличное владение азами того, как организовать обучение, какие технологии применить в процессе обучения, как отслеживать поведение участников и т. д. Избыток информации сегодня легко замещает базовые принципы, но их необходимо знать и применять. Возвращение к основам в виде цикла экспериментального обучения было целью написания данной статьи, и спасибо – если Вы смогли прочесть до конца! Эффективного развития!
Максим Чернышов
январь 2022г.
#циклКолба, #мышлениеСобственника, #бизнесСимуляции
Приложение. Экспресс самооценка компетенции «Ориентация на результат»
Ниже приведен один из общих вариантов формулировки компетенции «Ориентация на результат». Данная компетенция относится к классу личностных качеств и всегда требуется в бизнесе. Центры оценки и Центры развития в большинстве случаях содержат в исследовании данную компетенцию. Высокие результаты к бизнес-симуляции находятся в положительной корреляции с высоким уровнем участников по компетенции «Ориентация на результат».
Вы можете провести экспресс-самооценку уровня текущего уровня данной компетенции. Для этого воспользуйтесь таблицей ниже и оцените свое текущее поведение по 5-ти бальной шкале на каждом уровне, где 1 – действую точно, как указано в столбце слева, 2 – действую скорее так, как указано слева. Оценка 5 – действую точно так, как указано в столбце справа, 4 – действую скорее так, как указано в столбце справа. Оценка – 3, если мои действия — это нечто промежуточное для значений справа и слева.
Внимание! При самооценке важно ориентироваться на те проявления, которые были реально продемонстрированы в поведении в недавнем прошлом. Не имеет смысла ориентироваться на то, что «я знаю» или что «я могу поступить так». Компетенция – это не сослагательное проявление чего-либо. Будьте честными перед собой, используйте факты своего поведения.
Уровень развития навыка можно быстро оценить, если сложить уровни самооценки по указанным пяти индикаторам вместе и умножить полученное значение на 4. Так в процентах (от 100%) Вы получите текущий уровень самооценки уровня проявления компетенции «Ориентация на результат».
Литература
[1] Kolb, D. A. Experiential learning: Experience as the Source of Learning and Development, Pearson FT Press, 2015.
[2] Fox, MD; Zhang D; Snyder DZ; Raichle ME (2009). "The global signal and observed anticorrelated resting state brain networks". J. Neurophysiol. 101 (6)
[3] Дэвид Рок, «Мозг. Руководство по применению», Альпина, 2013
[4] Официальный сайт компании Cesim, https://www.cesim.com/ru/home
[5] Chris Zook, James Allen, «The founder’s mentality», Harvard Business Review press, 2016