Персональные деструкторы. Кратко о деструкторах Hogan HDS



Информации по исследованиям деструктивных характеристик личности или иначе персональных деструкторов немного, и сегодня эта область является одной из самых загадочных и малоосвещенных областей личностной диагностики.

Источники деструкторов

Известно, что у каждого человека формируется набор поведенческих шаблонов, которые применяются неосознанно, автоматически. Особенно важны те шаблоны, поведенческие привычки, которые позволили в прошлом достичь какого-либо успеха, например, преодолеть препятствие, избежать ошибок, предотвратить конфликт, вдохновить себя и/или окружающих, продемонстрировать другим свою уверенность или компетентность и т.д. Подобные стратегии поведения, по мере того как они приводят к нужному результату, закрепляются в поведении. И это далеко не все. Первое, человек не останавливается в своих подходах, а продолжает их развивать, совершенствовать, усиливать. Второе, подобные модели поведения применяются там, где нужно, а главное – там, где сложно: в ситуациях неопределённости, или в те моменты, которые будут восприниматься как проблемные, неприятные или опасные. Таким образом, ключевой здесь вывод, – в ситуациях давления и стресса человек начинает по делу и без дела применять свои «сильные универсальные» модели поведения. И такие подходы с большой вероятностью приводят к неожиданным, на первый взгляд, проблемам – разрушают отношения с окружающими личность людьми. Рассмотрим пример.

 

Перфекционизм/прилежность или «синдром отличника». Как часто достигаются хорошие результаты в школе? Надо очень качественно выполнять классные и домашние работы. С годами это входит в привычку – надо все делать исключительно на высоком уровне, идеально. Учеба в вузе с таким подходом дает превосходный результат, работа специалистом – возможность быть быстро замеченным руководством и реализовать свое карьерное развитие. До тех пор, пока круг обязанностей небольшой, высокая прилежность дает очень хорошие результаты. Демонстрируется трудолюбие, высокая самостоятельность, непреклонность в вопросах качества результата, готовность требовать от других идеального выполнения заданий. По мере усиления своей «идеальности», модель прилежного поведения распространяется на все виды деятельности. Какая будет реакция такого человека в семье на неидеально вымытую тарелку, ненадлежаще проведенный объезд ямы на дороге во время управления семейным автомобилем или, опоздание супруга/супруги на торжество или начало киносеанса? Но что важного происходит в карьере такого человека? Если перфекционизм усиливается, то при назначении на позицию линейного руководителя человек сразу предъявляет завышенные требования к подчиненным, часто выражает неудовлетворенность результатами, переходит к упрекам. Вначале это дает быстрые результаты. Но дальше такой руководитель начинает сам переделывать работу подчиненных, поскольку только он сам может сделать так, как надо. В итоге у персонала формируется «вынужденная беспомощность». Зачем стараться делать что-то хорошо, если ответ босса будет негативный и все будет переделано? И для начальника итоги подобного подхода плачевные – он уже на работе по 10-16 часов, все «идеально» делает сам, и тут начинаются проблемы со здоровьем: бессонница, скачки артериального давления, боли в груди. В семье также начинается разлад, ведь дома он не бывает… Типичное обсуждение ситуации: «Какая несправедливость, я все делаю…»


Итак, подведем промежуточный итог. Человек способен настолько развить свои сильные стороны, что в итоге сила оборачивается против него и ведет к разрушению отношений с другими, даже с самыми близкими людьми. С высокой вероятностью далее начинается разрушение репутации и карьеры человека. Именно это называется деструктивным поведением, карьерным деструктором.
Действия человека в стрессовой ситуации принято анализировать по трем направлениям, классами реакциями: «бей», «беги», «идти навстречу». Другими словами, автоматическое поведение человека в моменты давления – это, либо борьба, либо уклонение от угрозы, либо уже подчинение обстоятельствам/другому человеку, создающими это давление.

Три класса стрессовых реакций

Кратко разберем три направления реакций человека в стрессовой ситуации:
  • Реакция «беги» или движение от людей: дистанцирование от людей, стремление избежать конфликтов, критики, неудач или проявления своей уязвимости.
  • Реакция «бей» или движение против людей: неосознанное стремление очаровывать окружающих, манипулировать ими с целью защитить себя и справиться с дискомфортом.
  • Реакция «идти на встречу» или подчинение: цель поведения — оказаться на сильной стороне, завоевать расположение, чтобы справиться с неуверенностью в себе и избежать критики.

Исследования Hogan Assessment

В конце прошлого века, основатели компании Hogan Assessment, Роберт и Джойс Хоган определили 11 контрпродуктивных моделей поведения, с точки зрения бизнеса – 11 карьерных деструкторов. Авторы отнесли такие личностные характеристики к dark side, темной стороне личности (диагностика Hogan HDS). В том смысле, что человек часто не осознает подобные модели своего поведения, в отличие от видимых или ярких сторон, которые как правило знает и сам человек, и окружающие его люди (диагностика Hogan HPI, см. https://grow-time.ru/personal/diagnostic_hogan>>).

Одиннадцать деструкторов Hogan HDS

Рассмотрим и классифицируем 11 карьерных деструкторов в формате описания, того, как внешний наблюдатель может воспринимать такого человека:
 
Класс реакций Карьерные деструкторы Hogan
Движение от людей,
реакции «беги»
1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ: проявление «эмоциональных качелей», быстрое проявление раздражения и огорчения
2. СКЕПТИЧНЫЙ: подозрительность к чужим намерениям, недоверие к людям
3. ОСТОРОЖНЫЙ: избегание ответственности, боязнь рисков и нерешительность
4. САМ В СЕБЕ: отстранённость и ограниченность коммуникации с другими
5. САМ ПО СЕБЕ: замалчивание и скрытое раздражение вместо откровенного диалога
Движение против людей,
реакции «бей»
6. САМОУВЕРЕННЫЙ: излишняя уверенность в себе и заносчивость вместе с нежеланием брать ответственность за ошибки
7. УВЛЕКАЮЩИЙСЯ: стремление очаровывать для достижения своих целей, попытки сгладить ущерб обаянием
8. ТЕАТРАЛЬНЫЙ: доминирование на встречах и отсутствие потребности во мнении подчинённых
9. С БОГАТЫМ ВООБРАЖЕНИЕМ: эксцентричность, неумение доводить многочисленные идеи до конца
Подчинение, реакции
«идти на встречу»
10. ПРИЛЕЖНЫЙ: перфекционизм, неумение делегировать и критика в адрес подчинённых
11. ИСПОЛНЕННЫЙ СОЗНАНИЯ ДОЛГА: конформизм и неумение отстаивать сотрудников перед высшим руководством

При этом каждую подобную характеристику авторам удалось классифицировать по уровню проявления в поведении человека, от минимального до сильно заметного и несущего значительный риск разрушения отношений при взаимодействии с другими людьми.
Минимальный уровень, когда деструктор еще не является токсичным. Наоборот,  соответствующего поведения недостаточно, здесь можно говорить, что человеку даже не хватает такого поведения. Далее, умеренный уровень, когда поведение по такой шкале (соответственно, с подобной характеристикой) является сильной стороной личности. И далее деструктивный уровень. Здесь уже соответствующая сильная сторона становится разрушительной для восприятия личности другими людьми.
 

На приведенном примере с Перфекционизмом, низкий уровень, когда человек все охотно делегирует другим, при этом упускает важные детали, а другими воспринимается как неорганизованный человек. Умеренный уровень – когда человек может делегировать и контролировать работу других, достигает высокого качества, лишь иногда затягивает выполнение поставленной задачи. Такой уровень – сильная сторона личности. И наконец деструктивное поведение, доводимый до абсурда уровень Прилежности, – когда при сильном стремлении достичь наилучшего результата уже демонстрируется негибкая позиция, мелочность в действиях, излишняя критичность и неудовлетворенность всем в общении.

Работа с деструкторами

Как было отмечено выше, характеристики деструктивного поведения не всегда являются контрпродуктивными и разрушительными для отношений. Напомним – изначально это сильные стороны личности. Если сравнивать деструктор с оружием, то это настолько отточенный и опасный инструментарий, который при неумелом обращении может навредить, «ранить» своего владельца. Таким образом, только в случае злоупотребления соответствующее поведение становится личностным деструктором. И чаще всего такие реакции проявляются в стрессе. Диагностика Hogan HDS позволяет диагностировать: а) какие типы деструктивного поведения свойственны личности и обладают высоким риском разрушения отношений; б) осознать проявление такой личностной особенности в ходе взаимодействия с другими в прошлом и настоящем времени; в) выработать стратегию управления деструктором/деструкторами.

Подготовка плана действий:
  • отслеживание триггеров, запускающих непродуктивные реакции,
  • определение рамок для применения своих сильных моделей,
  • разработка альтернативных стратегий поведения, которые позволят справится с выявленными деструкторами.
Реализация плана дает возможность скорректировать уровень взаимодействия как коллегами на работе, так и близкими людьми.  

Как показывает практика работы с опросником Hogan HPI/HDS/MVPI у большинства людей от двух до пяти деструкторов с высоким риском для отношений. Это позволяет выработать не самые сложные, но крайне важные подходы по работе с «разрушителями отношений». Возникает вопрос – диагностируется ли на практике, например 6 или 7 деструкторов? Ответ – Да, конечно. У ярких и колоритных личностей как правило более пяти моделей поведения с очень высоким риском для деструктивного поведения. И все их можно диагностировать и начать использовать себе во благо. 
 

Рекомендованные ссылки

  • Общая информация по диагностике Hogan: https://grow-time.ru/personal/diagnostic_hogan
  • Видео "Психодинамика темной стороны личности", 11 минут, где Др. Роберт  Хоган рассказывает о деструкторах, по ссылке на youtube: https://youtu.be/2uc_dNlwjb0

Появились вопросы, интерес к диагностике деструктивного поведения – обращайтесь к нам,
Максим Чернышов,
maxim.chernyshov@grow-time.ru