Информации по исследованиям деструктивных характеристик личности или иначе персональных деструкторов немного, и сегодня эта область является одной из самых загадочных и малоосвещенных областей личностной диагностики.
Известно, что у каждого человека формируется набор поведенческих шаблонов, которые применяются неосознанно, автоматически. Особенно важны те шаблоны, поведенческие привычки, которые позволили в прошлом достичь какого-либо успеха, например, преодолеть препятствие, избежать ошибок, предотвратить конфликт, вдохновить себя и/или окружающих, продемонстрировать другим свою уверенность или компетентность и т.д. Подобные стратегии поведения, по мере того как они приводят к нужному результату, закрепляются в поведении. И это далеко не все. Первое, человек не останавливается в своих подходах, а продолжает их развивать, совершенствовать, усиливать. Второе, подобные модели поведения применяются там, где нужно, а главное – там, где сложно: в ситуациях неопределённости, или в те моменты, которые будут восприниматься как проблемные, неприятные или опасные. Таким образом, ключевой здесь вывод, – в ситуациях давления и стресса человек начинает по делу и без дела применять свои «сильные универсальные» модели поведения. И такие подходы с большой вероятностью приводят к неожиданным, на первый взгляд, проблемам – разрушают отношения с окружающими личность людьми. Рассмотрим пример.
Перфекционизм/прилежность или «синдром отличника». Как часто достигаются хорошие результаты в школе? Надо очень качественно выполнять классные и домашние работы. С годами это входит в привычку – надо все делать исключительно на высоком уровне, идеально. Учеба в вузе с таким подходом дает превосходный результат, работа специалистом – возможность быть быстро замеченным руководством и реализовать свое карьерное развитие. До тех пор, пока круг обязанностей небольшой, высокая прилежность дает очень хорошие результаты. Демонстрируется трудолюбие, высокая самостоятельность, непреклонность в вопросах качества результата, готовность требовать от других идеального выполнения заданий. По мере усиления своей «идеальности», модель прилежного поведения распространяется на все виды деятельности. Какая будет реакция такого человека в семье на неидеально вымытую тарелку, ненадлежаще проведенный объезд ямы на дороге во время управления семейным автомобилем или, опоздание супруга/супруги на торжество или начало киносеанса? Но что важного происходит в карьере такого человека? Если перфекционизм усиливается, то при назначении на позицию линейного руководителя человек сразу предъявляет завышенные требования к подчиненным, часто выражает неудовлетворенность результатами, переходит к упрекам. Вначале это дает быстрые результаты. Но дальше такой руководитель начинает сам переделывать работу подчиненных, поскольку только он сам может сделать так, как надо. В итоге у персонала формируется «вынужденная беспомощность». Зачем стараться делать что-то хорошо, если ответ босса будет негативный и все будет переделано? И для начальника итоги подобного подхода плачевные – он уже на работе по 10-16 часов, все «идеально» делает сам, и тут начинаются проблемы со здоровьем: бессонница, скачки артериального давления, боли в груди. В семье также начинается разлад, ведь дома он не бывает… Типичное обсуждение ситуации: «Какая несправедливость, я все делаю…»
Класс реакций | Карьерные деструкторы Hogan |
Движение от людей, реакции «беги» |
1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ: проявление «эмоциональных качелей», быстрое проявление раздражения и огорчения 2. СКЕПТИЧНЫЙ: подозрительность к чужим намерениям, недоверие к людям 3. ОСТОРОЖНЫЙ: избегание ответственности, боязнь рисков и нерешительность 4. САМ В СЕБЕ: отстранённость и ограниченность коммуникации с другими 5. САМ ПО СЕБЕ: замалчивание и скрытое раздражение вместо откровенного диалога |
Движение против людей, реакции «бей» |
6. САМОУВЕРЕННЫЙ: излишняя уверенность в себе и заносчивость вместе с нежеланием брать ответственность за ошибки 7. УВЛЕКАЮЩИЙСЯ: стремление очаровывать для достижения своих целей, попытки сгладить ущерб обаянием 8. ТЕАТРАЛЬНЫЙ: доминирование на встречах и отсутствие потребности во мнении подчинённых 9. С БОГАТЫМ ВООБРАЖЕНИЕМ: эксцентричность, неумение доводить многочисленные идеи до конца |
Подчинение, реакции «идти на встречу» |
10. ПРИЛЕЖНЫЙ: перфекционизм, неумение делегировать и критика в адрес подчинённых 11. ИСПОЛНЕННЫЙ СОЗНАНИЯ ДОЛГА: конформизм и неумение отстаивать сотрудников перед высшим руководством |
На приведенном примере с Перфекционизмом, низкий уровень, когда человек все охотно делегирует другим, при этом упускает важные детали, а другими воспринимается как неорганизованный человек. Умеренный уровень – когда человек может делегировать и контролировать работу других, достигает высокого качества, лишь иногда затягивает выполнение поставленной задачи. Такой уровень – сильная сторона личности. И наконец деструктивное поведение, доводимый до абсурда уровень Прилежности, – когда при сильном стремлении достичь наилучшего результата уже демонстрируется негибкая позиция, мелочность в действиях, излишняя критичность и неудовлетворенность всем в общении.