Развитие стратегических навыков, стратегия персонального развития

Сегодня спрос на компетенцию Стратегическое мышление очень высок. По опыту проведения Центров оценки для руководителей отметим, - в последние годы практически не встречается оценочных мероприятий для среднего и старшего менеджмента, в которых не исследовались бы проявления индикаторов стратегического уровня.

 

Почему важно владеть компетенцией Стратегическое мышление

Для начала кратко сформулируем ключевые определения. Собственно Стратегическое мышление – это формирование идей и поиск соответствия того, что будет востребовано в перспективе средой и что вы сможете предложить в этой среде, преследуя свои потребности и цели. Результатом стратегического мышления является видение и цели долгосрочного развития, достижение которых обеспечит получение конкурентного преимущества и достижение амбициозных целей.

Также следует определить такую область как Стратегическое планирование – это уже процесс определения конкретных целей на основании направлений, выявленных в ходе стратегического мышления и распределение имеющихся, но все же ограниченных, ресурсов.

Рассмотрим область генерации новых идей, формирование образа перспективного будущего, или иначе – проявление качеств стратегического анализа. Наибольшая востребованность таких способностей связана с видением развития бизнеса или развития общества. Например, в бизнесе стратегическое мышление – это всегда поиск наиболее перспективных продуктов и услуг для текущих и потенциальных потребителей, и соответственно, проактивное развитие данного бизнеса, чтобы предоставить соответствующие решения. И что особенно важно – сделать это лучше и/или раньше конкурентов.

Если мы ретроспективно проанализируем истории современных успешных решений, будь то продукты Apple либо Tesla, он-лайн банковские услуги Tinkoff или Сбербанк, производство крафтового пива или сервиса доступного Яндекс-такси, это всегда действия в области привлекательных для клиентов сегментах рынка и развития здесь же своей способности к конкурентному противостоянию. В каждой такой истории мы видим успех в конкуренции с традиционным бизнесом, который не один десяток лет работал в своей нише. И теперь этот традиционный бизнес уже мало что может противопоставить новому укладу и либо закрывают свои бизнес-направления, как это произошло с Nokia, Ericson или Motorolla, либо занимает низкомаржинальное место исполнителя, как это произошло с таксопарками или, лучшем случае, – спешит начать действовать в новом направлении, как это сейчас, например, делают все автопроизводители.

При этом не стоит думать, что только для таких глобальных и известных компаний навыки стратегического мышления имеют ценность. Если проанализировать любой, даже самый малый результативный бизнес вокруг, то легко обнаружить элементы стратегического мышления. Хозяин такого бизнеса очень хорошо понимает с каким набором продуктов он или она работает и для кого это делается. И именно до тех пор, пока руководители таких бизнесов находятся в среде, где представляемые ими продукты или услуги привлекательны для клиентов и, они могут поддерживать свою конкурентоспособность – их дело будет процветать! И теперь подумайте – почему мы не слышим историй про стратегическое видение в небольших компаниях, или точнее, почему не принято об этом говорить…

Таким образом становится понятна важность стратегического подхода для коммерческой организации. Именно специальный анализ и последующий план действий позволяют понимать, что будет с бизнесом завтра, а главное – как управлять предприятием сегодня и завтра!

Но что может быть еще более важным, чем успех бизнеса или компании, где вы работаете? Ответ очевиден – это, конечно же, свой собственный успех!

 

Стратегический подход создания персонального успеха

Как использовать подход стратегического мышления для развития собственного успеха? Используем одну из ключевых техник стратегического мышления. Зададим себе вопрос о том, кто является мои клиентом и использует продукты моего труда? Это могут быть какие-либо смежные департаменты или функции в компании, поставщики или клиенты, заказчики, потребители или, например, студенты или ученики. Какие именно продукты/услуги я предоставляю?

Такой подход позволит Вам сформировать набор решений, информационные или непосредственные продукты своего труда. Итак, если определились с тем, что является продуктами труда, то получаем некоторый набор решений. Следующий шаг принципиален. Необходимо понять, что в данном наборе является:

  • самым привлекательным и наиболее перспективным продуктом для текущих клиентов либо потенциальных , обладает наибольшей ценностью, далее,
  • что обладает средней ценностью,
  • какие результаты труда востребованы в меньшей степени.

Очевидно, что целесообразно сосредоточится на наиболее ценных своих продуктах/услугах, начать дополнительно действовать в данном направлении. Но может ли получиться так, что перспективных результатов так и не удастся обнаружить? Да, такое возможно, и при этом может появиться видение того, что следует подготовить, где следует искать нужное и перспективное решение. 

Позволит ли такой подход достичь стратегического преимущества? – еще нет! Мы уже сделали важную часть анализа, но только половину от необходимого.

 

Следующая важная часть – определить способы развития своей силы, конкурентных преимуществ. Задайте себе вопрос – почему и текущим и потенциальным клиентам будет необходимо обращаться именно к вам? Что я могу сделать, чтобы улучшить свои способности по предоставлению наиболее привлекательных продуктов и/или услуг для своих клиентов? Какой подход или технологию мне стоит отработать для перспективных продуктов? Какое обучение, практику или стажировку следует пройти в данной области? Данный шаг позволяет нам распределить по сегментам продукты нашего труда – что значительно превосходит по уровню конкурентов, где средний уровень, а какие услуги/продукты сейчас формируют слабую позицию.

И вот теперь уже целесообразно подвести итог. В наших рассуждениях мы использовали хорошо известный инструмент анализа, матрицу GE-McKinsey, которую также называют матрицей Привлекательности/Конкурентоспособности. Согласно этого подхода, если мы сфокусируемся на наиболее привлекательных продуктах своего труда (закрашенные области матрицы) и сможем в данном направлении сформировать неоспоримые персональные сильные стороны, тогда мы создадим объективную возможность для будущего роста, эффективного использования своего времени для профессионального и карьерного развития. 

Надо прямо сказать, что методы стратегического анализа требует времени и энергии. Можно ли данный путь пройти быстро, за 1-2 дня? Можно, если вы уже думали об этом, регулярно ставили себе вопросы о том, кто пользуется результатами вашего труда, какие именно решения наиболее востребованы сейчас и будут востребованы завтра с учетом текущих изменений и трендов, и что можно сделать для усиления своей позиции. Иначе – пора начать ставить себе подобные вопросы, фиксировать ответы, собирать материал для анализа. И в целом, поскольку ситуация постоянно меняется, такие вопросы надо ставить перед собой регулярно! Такой подход и есть база для развития навыка стратегического мышления.

Какие предстоят следующие шаги? Дальше целесообразно разобраться с персональными особенностями, какими компетенциями я уже обладаю и каков потенциал развития необходимых качеств*. И затем необходим план, - план стратегических действий, и далее, конечно же, – скрупулезная и последовательная реализация своего стратегического плана. И об этом мы поговорим в следующих обзорах.

Максим Чернышов

 

* – для понимания потенциала развития нужных квалификаций и компетенций целесообразно пройти какую-либо высоковалидную психодиагностику и обсудить со специалистом результаты исследования. Наиболее эффективным на сегодняшний день, инструментальным методом такой диагностики является дистанционное исследование Hogan, тестирование HPI/HDS/MVPI. Компания ВРЕМЯ РОСТА предоставляет услуги диагностики Hogan, для этого Вы можете сделать запрос на info@grow-time.ru