“Талант не передается в генах, он передается в образе мышления.”
Carol Dweck, Stanford University psychologist
Замечали ли вы за собой такой феномен: в одних ситуациях вы действуете открыто, с энтузиазмом обсуждаете идеи. На удивление спокойно реагируете на возникающие ошибки, конструктивно воспринимаете отрицательное мнение, постепенно улучшая результаты. В итоге даже отмечаете, что пусть и не простой полученный опыт однозначно доставил вам положительные эмоции.
А бывает так, что в похожей ситуации всё идет не так. В стремлении достичь значимого и быстрого результата, могут возникать значительные эмоциональные реакции. Здесь возникающие трудности вызывают внутри неприязненные ощущения. Казалось бы, небольшая ошибка своя или чужая, но… даже и она способна выбить из колеи. И никакие советы и замечания в такой ситуации точно нет желания принимать. В лучшем случае Вы просто не реагируете на сказанное. От слова – совсем.
И тогда вопрос – как видите сейчас распределение этих состояний в своей рабочей деятельности? Иначе говоря, какую часть своего времени проводите в первом состоянии, назовем это форматом открытого мышления, а какую часть во втором – закрытом состоянии? Рассмотрим ценности выбора того или иного способа мышления.
Вот Вам пример влияния способа мышления в экспериментальных условиях. Одним из наиболее прогрессивных современных форматов развития является применение бизнес-симуляций. Мы применяем данный подход в таких проектах как Центр развития. Здесь участники в командах не только принимают решения в специальной моделированной среде на компьютерах и управляют бизнесом. Также еще одновременно оцениваются проявления управленческих компетенций участников в командах.
Для наиболее простой настройки Центра развития задаются условия умеренной конкуренции, в нашем случае – конкуренция четырех компаний и одинаковые начальные условия. Компьютерный формат бизнес-симуляции позволяет за два дня мероприятия прожить 8-10 виртуальных лет управления и получить соответствующие число точек для анализа. В качестве критерия рассмотрим поведение показателя Капитализация компании в бизнес-симуляции Cesim Firm.
График отображает, как меняется уровень относительной капитализации компаний в течение 8 последовательных виртуальных лет или раундов игры. Метрика отражает качество решений команды руководителей в конкурентной моделированной среде. Результаты ниже среднего (100%) означают, что команда является донором на рынке. Выше среднего – компания доминирует в текущей ситуации.
Рассмотрим изменение результатов «команды А» в первые три раунда. Почему здесь возникло столь существенное снижение уровня капитализации компании? Вот как охарактеризовал наблюдатель поведение участников команды:
«А как же уровень подготовки участников»,– спросите вы?! Конечно, фактор уровня владения нужными компетенциями оказывает влияние на результат. Но в ситуациях, когда в бизнес-симуляции участвуют уже отобранные высокопотенциальные руководители, успешные менеджеры, которые имеют в подчинении сотни сотрудников, а также целые предприятия и заводы, допустимо предположить, что: 1) Способности и потенциал таких руководителей являются достаточно высокими; 2) Способности в команде из трех руководителей взаимодополняются, и, следовательно, уровень компетентности отдельных участников не является первичным фактором влияния.
Таким образом, данный пример демонстрирует взаимосвязь финансовых результатов работы команды с внутренним настроем ее участников. Фактор доминирующего образа мышления становится критически важным и во многом предопределяет будущие результаты.
Описанный случай иллюстрирует эффект, подробно изученный командой Кэрол Дуэк (Carol Dweck) из Стэндфордского университета.
Проведенные исследования показали, что образ мышления человека при столкновении с трудностями оказывает значительное влияние на способность человека к эффективному развитию и обучению. Люди с типом мышления, ориентированным на рост, имеют тенденцию постоянно учиться, развиваться и достигать большего в своей карьере. Что не скажешь про людей, которые полагаются на стабильность. Так была сформулирована теория о МЫШЛЕНИИ РОСТА и ФИКСИРОВАННОМ МЫШЛЕНИИ (мышлении стабильности).
Согласно этому исследованию, люди с фиксированным мышлением считают, что умения и интеллект уже сформированы. Они либо уже есть, либо их нет. А вот обладатели мышления роста наоборот верят, что навыки и ум развиваются. В их представлении, те люди, которые хороши в чем-то, преуспевают именно потому, что развили у себя эту способность. А те, кто не демонстрирует аналогичных качеств, по какой-то причине не провели над собой подобную работу.
Рисунок иллюстрирует различия в поведении, которое возникает вследствие выбранной установки мышления. Таким образом, наш выбор еще до участия в ситуации предопределяет протекание многих процессов в ходе уже непосредственного нахождения в ситуации.
Можем ли мы утверждать, что каждый человек обладает либо фиксированным мышлением, либо мышлением роста? В общем-то, нет! Существуют области, в которых мы занимаем открытую позицию и демонстрируем мышление роста. Здесь мы готовы стараться разбираться в ситуации, выслушивать критику и прилагать больше усилий. При этом нужно признать, что у каждого из нас могут быть такие области, где мы придерживаемся строго фиксированной позиции. Примерами такого отношения являются такие утверждения как: я не понимаю математику, я не умею писать сочинения, не умею плавать, не понимаю финансы, спортивные клубы не для меня, у меня нет способностей к языкам и тому подобное...
Как вы думаете, какая форма мышления чаще всего возникает в ситуации, которая требует ответственности за результаты. Абсолютно верно – фиксированного формата! С одной стороны результатом такого подхода становится возможность быстрых результатов. Но другая сторона медали – это замедление, либо остановка в развитии в соответствующих сферах.
Как мы увидели выше, переход в состояния фиксированного мышления не абсолютен, и во многом определяется выбранными персональными установками и тем, на что мы больше обращаем внимание.
Рассмотрим 4 ключевых компонента каждого из типов мышления: готовность предпринять усилия, отношение к трудностям, реакция на ошибки, восприятие обратной связи.
Давайте сначала разберем ситуацию, когда преобладает убеждение, что область не развиваема, а фокус внимания направлен на достижение результата, что соответствует фиксированному мышлению. Здесь человеку свойственно уклоняться от применения значимых персональных усилий, поскольку нет уверенности в возможности самому измениться. Он готов быстрее сдаться, и крайне нетерпим к ошибкам. Все это происходит потому, что человек считает, если произойдут ошибки, то это негативно отразится на собственной репутации. Он не видит ценность или цель обратной связи, так как не верит в свою способность к росту в этой области.
Состояние Мышления роста, характеризуется формированием убеждения: умение можно развить, человек видит цель и ценность усилий для себя, поскольку верит в свою способность к развитию. В такой ситуации больше шансов принять вызов и справиться с трудностями. Поскольку настрой на улучшение позволяет сосредоточиться и достичь желаемого, а возникающие ошибки могут быть рассмотрены с конструктивной точки зрения. Когда же появляется возможность получить обратную связь, вера в возможность собственного совершенствования позволяет эффективно использовать области выявленных недостатков.