Образ мышления как фундамент роста и развития

Талант не передается в генах, он передается в образе мышления.” 
Carol Dweck, Stanford University psychologist

 

Замечали ли вы за собой такой феномен: в одних ситуациях вы действуете открыто, с энтузиазмом обсуждаете идеи. На удивление спокойно реагируете на возникающие ошибки, конструктивно воспринимаете отрицательное мнение, постепенно улучшая результаты. В итоге даже отмечаете, что пусть и не простой полученный опыт однозначно доставил вам положительные эмоции.

А бывает так, что в похожей ситуации всё идет не так. В стремлении достичь значимого и быстрого результата, могут возникать значительные эмоциональные реакции. Здесь возникающие трудности вызывают внутри неприязненные ощущения.  Казалось бы, небольшая ошибка своя или чужая, но… даже и она способна выбить из колеи. И никакие советы и замечания в такой ситуации точно нет желания принимать. В лучшем случае Вы просто не реагируете на сказанное. От слова – совсем.

И тогда вопрос – как видите сейчас распределение этих состояний в своей рабочей деятельности? Иначе говоря, какую часть своего времени проводите в первом состоянии, назовем это форматом открытого мышления, а какую часть во втором – закрытом состоянии? Рассмотрим ценности выбора того или иного способа мышления.

  

Принятие управленческих решений в ситуации неопределённости

Вот Вам пример влияния способа мышления в экспериментальных условиях. Одним из наиболее прогрессивных современных форматов развития является применение бизнес-симуляций. Мы применяем данный подход в таких проектах как Центр развития. Здесь участники в командах не только принимают решения в специальной моделированной среде на компьютерах и управляют бизнесом. Также еще одновременно оцениваются  проявления управленческих компетенций участников в командах.   

Для наиболее простой настройки Центра развития задаются условия умеренной конкуренции, в нашем случае – конкуренция четырех компаний и одинаковые начальные условия. Компьютерный формат бизнес-симуляции позволяет за два дня мероприятия прожить 8-10 виртуальных лет управления и получить соответствующие число точек для анализа. В качестве критерия рассмотрим поведение показателя Капитализация компании в бизнес-симуляции Cesim Firm.

График отображает, как меняется уровень относительной капитализации компаний в течение 8 последовательных виртуальных лет или раундов игры. Метрика отражает качество решений команды руководителей в конкурентной моделированной среде. Результаты ниже среднего (100%) означают, что команда является донором на рынке. Выше среднего – компания доминирует в текущей ситуации.

Рассмотрим изменение результатов «команды А» в первые три раунда. Почему здесь возникло столь существенное снижение уровня капитализации компании? Вот как охарактеризовал наблюдатель поведение участников команды:

  • демонстрируют негативное отношение к усилиям по анализу ситуации;
  • не настроены на восприятие обратной связи;
  • отказываются внутри команды обсуждать свои ошибочные решения или причины их появления.

«А как же уровень подготовки участников»,– спросите  вы?! Конечно, фактор уровня владения нужными компетенциями оказывает влияние на результат. Но в ситуациях, когда в бизнес-симуляции участвуют уже отобранные высокопотенциальные руководители, успешные менеджеры, которые имеют в подчинении сотни сотрудников, а также  целые предприятия и заводы,  допустимо предположить, что: 1) Способности и потенциал таких руководителей являются достаточно высокими; 2) Способности в команде из трех руководителей взаимодополняются, и, следовательно, уровень компетентности отдельных участников не является первичным фактором влияния.

Таким образом, данный пример демонстрирует взаимосвязь финансовых результатов работы команды с внутренним настроем ее участников. Фактор доминирующего образа  мышления становится критически важным и во многом предопределяет будущие результаты.

 

Два полюса: фиксированное мышление vs. мышление роста

Описанный случай иллюстрирует эффект, подробно изученный командой Кэрол Дуэк (Carol Dweck) из Стэндфордского университета.

Проведенные исследования показали, что образ мышления человека при столкновении с трудностями оказывает значительное влияние на способность человека к эффективному развитию и обучению. Люди с  типом мышления, ориентированным на рост, имеют тенденцию постоянно учиться, развиваться и достигать большего в своей карьере. Что не скажешь про  людей, которые полагаются на стабильность. Так была сформулирована теория о МЫШЛЕНИИ РОСТА и ФИКСИРОВАННОМ МЫШЛЕНИИ (мышлении стабильности).

Согласно этому исследованию, люди с фиксированным мышлением считают,  что умения и интеллект уже сформированы.  Они либо уже есть, либо их нет.  А вот обладатели мышления роста наоборот верят, что навыки и ум развиваются. В их представлении, те люди, которые хороши в чем-то, преуспевают именно потому, что  развили у себя эту способность. А те, кто не демонстрирует аналогичных качеств, по какой-то причине не провели над собой подобную работу.

Рисунок иллюстрирует различия в поведении, которое возникает вследствие выбранной установки мышления. Таким образом, наш выбор еще до участия в ситуации предопределяет протекание многих процессов в ходе уже непосредственного нахождения в ситуации.

Можем ли мы утверждать, что каждый человек обладает либо фиксированным мышлением, либо мышлением роста? В общем-то, нет! Существуют области, в которых мы занимаем открытую позицию и демонстрируем мышление роста. Здесь мы готовы стараться разбираться в ситуации, выслушивать критику и прилагать больше усилий. При этом нужно признать, что у каждого из нас могут быть такие области, где мы придерживаемся строго фиксированной позиции. Примерами такого отношения являются такие утверждения как: я не понимаю математику, я не умею писать сочинения, не умею плавать, не понимаю финансы, спортивные клубы не для меня, у меня нет способностей к языкам и тому подобное...

Как вы думаете, какая форма мышления чаще всего  возникает в ситуации, которая требует ответственности за результаты. Абсолютно верно – фиксированного формата!  С одной стороны результатом такого подхода становится возможность быстрых результатов. Но другая сторона медали – это замедление, либо остановка в развитии в соответствующих сферах.

 

Убеждения и фокус внимания

Как мы увидели выше, переход в состояния фиксированного мышления не абсолютен, и во многом определяется выбранными персональными установками и тем, на что мы больше обращаем внимание.

  • Мышление роста: убеждение, что навык развиваем; фокус внимания на то, как улучшить результат
  • Фиксированное мышление: убеждение, навык не развиваем; фокус внимания на результате и на том, как мы выглядим в глазах других, а точнее – как не выглядеть плохо.

 Рассмотрим 4  ключевых компонента каждого из типов мышления: готовность предпринять усилия, отношение к трудностям, реакция на ошибки, восприятие обратной связи.

Давайте сначала разберем ситуацию, когда преобладает убеждение, что область не развиваема, а фокус внимания направлен на достижение результата, что соответствует фиксированному мышлению.  Здесь человеку свойственно уклоняться от применения значимых персональных усилий, поскольку нет уверенности в возможности самому измениться. Он готов быстрее сдаться, и крайне нетерпим к ошибкам. Все это происходит потому, что  человек считает, если произойдут ошибки, то это негативно отразится на собственной репутации.  Он не видит ценность или цель обратной связи, так как не верит в свою способность к росту в этой области.

Состояние Мышления роста, характеризуется формированием убеждения: умение можно развить, человек видит цель и ценность усилий для себя, поскольку верит в свою способность к развитию. В такой ситуации больше шансов принять вызов и справиться с трудностями. Поскольку настрой на улучшение позволяет сосредоточиться и достичь желаемого, а возникающие ошибки могут быть рассмотрены с конструктивной точки зрения. Когда же появляется возможность получить обратную связь, вера в возможность собственного совершенствования позволяет эффективно использовать области выявленных недостатков. 

Таким образом, осознанное управление убеждениями и фокусом внимания в выбранных областях позволяет сформировать фундамент для персонального развития, а также  создать эффективный образ мышления, инициативно определить культуру роста и на личном, и на организационном уровнях.

  

Мышление лидеров

У Вас наверняка уже появился вопрос – «А что же можно сказать о поведении команды-Лидера, приведённой выше по показателю капитализации?». Мы видим, что в  бизнес-симуляции  в условиях конкуренции между четырьмя командами, одна из компаний демонстрировала стабильно высокий результат. В каждом раунде команда-Лидер формировала лучшие решения. Что особенно важно – не просто использовала подход, который ранее принес нужный результат, а принимала решения, опережающие по качеству решения всех остальных команд.

Надо отметить, что и команда-А, после третьего раунда также изменила свое отношение. Мотив избегания роли аутсайдера привел к тому, что в мышлении участников команды изменилась парадигма. Появилась готовность работать с данными, настрой на преодоление трудностей, стремление разобраться в ошибочных действиях. При этом важно подчеркнуть, что открытый и динамичный образ мышления команды-Лидера, к середине игры позволил на очень высоком уровне извлекать уроки из действий как своих, так и команд конкурентов. Такой подход дал возможность  опережать действия конкурентов. Но главное – превращать новые вызовы в дополнительные возможности для усиления своей позиции на открытом рынке. Достигать еще более амбициозных результатов!

Таковы возможности мышления роста, такова ценность открытого подхода в динамических ситуациях с высокой неопределенностью. 
А какой тип мышления используете Вы в своих проектах?

По материалам Carol Dweck, 

Максим Чернышов, январь 2020
#проектыВРЕМЯРОСТА, #grow-time, #времяроста