Системное мышление – понимание, оценка, развитие


Когда человек разъял мир на части, он
перестал понимать действие законов
не только божеских, но и человеческих.
Лао-Цзы

Развитие компетенции Системное мышление составляет одно самых востребованных направлений в развитии навыков руководителей в современном бизнесе. Почему так? Согласно концепции Анри Файоля, сформулированной им еще в 1916 году в книге «Основные черты промышленной администрации – предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль» [1], можно выделить основной набор действий руководителя, который определяет всю его управленческую деятельность. Данная концепция остаются актуальной и в наши дни, и в современном представлении имеет следующий вид: см рисунок.
Сразу обратим внимание на два центральных элемента модели – навыки принятия решений и коммуникации. Это база. Данные умения руководителя являются основой для реализации многих других управленческих функций. Каждый взрослый человек, который заботится о себе и своих близких, принимает десятки и даже сотни решений в день, а для руководителя это вообще непрерывный, практически ежеминутный процесс. Таким образом, навык принятия решений, наряду с коммуникацией, – это основа основ в деятельности руководителя.

Сформулируем определение компетенции Принятие решений, как:
- умение использовать системное мышление и инструменты анализа для принятия качественных управленческих решений.

Как видно из определения, компетенция Принятие решений по своей сути основана на способности к системному мышлению, которое также определим:
Системное мышление – способности, знания, навыки, которые позволяют человеку понимать,
описывать и воздействовать на сложные динамические системы. 

Таким образом, как бы мы ни развивали у себя навыки разрешения проблем и принятия эффективных решений, с использованием инструментов для анализа вызовов (например, SWOT-анализ, Fishbone ‘рыбий скелет’, Анализ силовых полей, Экспертных оценок, правило Парето и т.п.), суть компетенции Принятие решения – это понимание особенностей  поведения динамической системы и определение  способа воздействия на нее необходимым и достаточным образом.
 

Системы и их поведение

Если оглянуться вокруг, мы непрерывно сталкиваемся не с отдельными, изолированными элементами, а со взаимосвязанными объектами. Например – погода вокруг, организация дорожного движения, системы образования, здравоохранения, работа органов пищеварения, кровообращения и т.д. Вокруг нас, внутри нас десятки и сотни систем!
 
Система – это набор организованных и согласованных элементов (факторов), которые взаимодействуют и
функционируют как одно целое посредством обратной связи.

Таким образом, деятельность человека происходит в непрерывной взаимосвязи с самыми разнообразными системами, а в работе руководителя необходимость воздействия на системы является непреложной обязанностью.
 

Анализ и синтез

Наличие обратных связей в системе во многом предопределяет общее поведение системы и при этом накладывает критически важное условие на изучение поведения систем. Нельзя понять поведение системы, изучая только ее отдельные части. Но как происходит классическое обучение человека? С самых первых шагов нас учат анализировать особенности и поведение отдельных изолированных объектов. Для упрощения мировосприятия и облегчения нашего развития, система (опять же!) образования упрощает действительность. Многие годы мы учимся работать с изолированными отдельными объектами. Учимся решать задачи типа, из пункта А в пункт Б выехал велосипедист… и т.п., и при этом хорошо понимаем – реальная жизнь, она другая! Анализ изолированных объектов значительно облегчает решение задач, и это важно в начале процесса обучения. Но после развития навыков анализа важно сделать следующий шаг.

Верно и то, что современное общество приучает нас к линейному, несистемному восприятию действительности, поскольку это сильно упрощает быт человека. Как результат, мы искренне удивляемся где-нибудь в музее или на экскурсии, когда узнаем, как раньше люди для сохранения урожая и продуктов строили ледники, успешно высаживали деревья и растения, искали воду, охотились на животных и т.п. не просто начиная это делать, но и учитывая, казалось бы, несущественные факторы…
Безусловно, сегодня нам гораздо легче «просто» включить холодильник или плиту, задействовать компактные замкнутые системы, чем научиться сохранять продукты без электричества или разжигать костер, как это делал Робинзон Крузо.
Подведем промежуточный итог. Классическая система образования учит нас видеть реальность в виде прямых линий, тогда как в действительности мир вокруг состоит из кривых линий и окружностей, взаимозависимых элементов. Нам критически важно перейти от анализа отдельных частей к синтезу элементов и изучению поведения взаимосвязанных объектов. Ведь реальность именно такова – нас окружают системы.
Как отмечает Питер Сенге в «Пятой дисциплине» [2], необходимо научиться фундаментально изменять свое мышление от установок Линейного к Системному мышлению, см. рисунок.


Циклы обратных связей в системе
Еще раз вернёмся к исключительно важному элементу в системном мышлении, - обратным связям, которые связывают отдельные элементы системы. Первое, что важно начать отличать – типы влияния. Например, как влияет уровень сервиса для клиентов на продажи? Типовая ситуация: чем выше уровень сервиса, тем выше продажи. Запомним – это прямое влияние. Рост одного элемента ведет к росту второго.
Рассмотрим другую ситуацию, жалобы клиентов и уровень продаж. Какая здесь взаимосвязь? Обратная! Это обратное влияние. Для практики стоит проанализировать различные другие взаимосвязи, например: утренняя зарядка и уровень энергии; отношения на работе и уровень взаимной поддержки; количество задач и качество их выполнения и т.п.
Обратимся к системам. Простейшая система – это взаимодействие двух элементов, где обратная связь одного элемента действует на второй. Если влияние прямое, будем отмечать знаком плюс (+), если влияние обратное, отмечаем такую взаимосвязь знаком минус (–).

Рассмотрим несколько простых систем.
  • Ситуация 1А. Если держать деньги в банке на депозите с положительной ставкой, тогда по окончанию срока на всю сумму будут начислены проценты. Это обратная связь в данной системе. По окончанию следующего периода, будут начислены проценты уже на всю сумму, которую была на счете, включая % выплаты прошлого периода. Таким образом сумма будет постоянно увеличиваться. Это пример усиливающего цикла, рис. 1А. Наличие в системе только прямых типов обратной связи ведет к быстрому, экспоненциальному, или как говорят, – взрывному росту.
  • Ситуация 1Б. Владелец площадей в торговом центре решает повысить свой доход и повышает стоимость аренды. Это приведет к постоянному росту дохода владельца площадей? Однозначного ответа нет, поскольку в данном случае мы получаем балансирующий цикл из-за наличия в такой системе обратных связей и прямого и обратного влияния. Рост дохода арендатора ведет к повышению ставки аренды, но такой подход снижает доходы клиента. Подобный цикл обратной связи поддерживает стабильность системы и препятствует изменениям.
Таким образом, системы характеризуются наличием различающихся типов обратной связи и формированию циклов причинно-следственной связи, либо усиливающего, либо балансирующего.
Отметим еще один, важнейший признак циклов причинно-следственных связей – наличие задержки в системе, которые часто скрывают происходящие внутри системы процессы. Согласно [3], величина задержки в системе определяется особенностями поведения самого слабого звена системы.

Эффект «Предел роста»
Вспомните ситуацию. Вы начинаете дело и у вас отлично получается. Новые усилия дают все новые и новые результаты. Обычно в такой момент нас охватывает чувство восторга. Возникает готовность все больше и больше усилий прилагать в уже выбранном направлении. Но при этом, чем больше усилий прилагается, тем становится сложнее и сложнее достигать новых результатов. И вот, вы «стоите на месте, хотя бежите изо всех сил!» Возникает разочарование, стресс. Почему так?
Для начала поздравим, – вы находитесь в системе! Тогда что же происходит с точки зрения системного мышления? Очевидно, в начале процесса в такой системе доминируют усиливающие обратные связи, происходит интенсивный рост. Но мы знаем, что в природе многое сбалансированно, если не прилагаются выверенные и скрупулёзно проработанные специальные действия.  Действительно, практически в любой растущей системе возникает петля балансирующей обратной связи, которая постепенно начинает доминировать и предотвращает развитие системы. Этот эффект носит название Предел роста.
Эффективной стратегией развития такой системы является определение факторов развития балансирующей петли обратной связи и работа по ограничению влияния выявленных в ней доминирующих факторов. Верно и то, что значительно менее эффективная стратегия – продолжать развивать только усиливающие контуры обратных связей.
 

Оценка системного мышления

С большой вероятностью сейчас у вас сложилось понимание важности системного мышления и общей сложности овладения подобным умением. Если обратиться к действительности, во всех моделях управленческих компетенций, принятых в любом бизнесе, всегда фигурирует обсуждаемая в этой статье компетенция, которая называется либо Принятие решений, либо Системное мышление. Соответственно, в любой оценочной процедуре для руководителя или высокопотенциального сотрудника, будь то специальное интервью, диагностика или Центр оценки (Ассессмент-центр)/Центр развития всегда оценивается уровень владения компетенцией Принятие решений/Системное мышление.

При этом внутренние содержание рассматриваемой компетенции в разных Моделях компетенций может отличаться. Причиной является то, что рассматриваемая способность является сложной, т.е. составляется из более простых элементов. И в зависимости от видения текущих приоритетов в бизнесе, разные компании могут различным образом формулировать наполнение данной способности и навыка для руководителя.
Например, в библиотеке базовых компетенций Lominger/Ломингер [4] не существует отдельно сформулированной компетенции Системное мышление. Авторы определили отдельную группу компетенций «Способность принимать сложные решения» в разделе Стратегических навыков, которая содержит следующие базовые компетенции:
  • Качество принятия решений
  • Интеллектуальный потенциал
  • Способность «схватывать на лету»
  • Решение проблем
Дополнительная информация о данных компетенциях приведена ниже, в Приложении 1.
 

Развитие компетенции Системное мышление

Для развития бизнес-компетенции Системное мышление, очевидно, важно проводить анализ поведения различных систем, содержащих примеры как усиливающих, так и балансирующих обратных связей; изучать поведение систем во времени. Эффективным форматом развития навыков системного мышления является использование технологий бизнес-симуляций и деловых игр, где как раз и моделируется поведение динамических бизнес-систем. Рассмотрим несколько эффективных бизнес-симуляций.

Деловая игра Beer Game

Деловая играя The Beer Distribution Game, изначально была разработана Джоном Стерманом, профессором университета Слоун, Massachusetts Institute of Technology.  Здесь моделируется цепочка поставок пивной продукции, где задействованы 4 стороны: пивоварня, как производитель, и далее: дистрибьютор, распределительный центр (РЦ) и розничный магазин.
В ходе игры Beer Game, в каждом раунде (который моделирует 1 неделю) клиенты совершают покупку продукта у розничного продавца. Объем покупки определяется карточкой соответствующего раунда. Затем продавец, с целью сохранения запасов продукции на своем складе формирует независимый заказ в РЦ. Далее уже РЦ самостоятельно формирует заказ Дистрибьютору, а уже эта компания – отправляет запрос на Производство.
В начале игры положение всех элементов системы сбалансировано. На каждом локальном складе системы есть необходимый запас продукции, по 12 кейсов. В течение нескольких первых раундов объемы согласованы и составляют 4 кейса/неделю.
Целью каждой команды, является в течение 40 недель обеспечивать бесперебойное наличие продукта у розничного продавца и достичь при этом минимальных расходов по своей команде. Суммарные затраты в команде определяются по формуле – при наличии продукта в каждом звене системы поставки затраты составляют $0.5 на кейс, при недостатке продукта в любом звене от объема заказа, расходы - $1.0/кейс.
В соответствии с реальным поведением динамических систем, в деловой игре реализован нелинейный характер бизнес-системы. Если движение информации происходит быстро, то в поставках продукции реализована естественная задержка – 2 недели, как на варку нового пива, так и на поставку кейсов по каждому элементу системы.
По сути, участникам необходимо обеспечить прогнозирование спроса объемов заказа и производства, чтобы избежать дорогостоящего отсутствия продукта и обеспечивать бесперебойную работу данной логистической цепочки. В бизнес-симуляции нет других дополнительных ограничений. Не происходит ни ограничений объема производства, нет лимитов по финансированию, не возникает трудностей с персоналом или системой доставки [5]. Вопрос только в том, какой опыт для себя обретут участники данной бизнес-симуляции.

Результаты игры Beer Game

Деловая игра Beer Game позволяет участниками расширить собственные ментальные модели, которые используются для понимания реально происходящих процессов в системах, изучить следующие важные аспекты поведения динамических систем:
  • Влияние систем обратной связи на общее поведение системы. Особенности влияния усиливающей петли обратной связи, формирующей значительное изменение состояние системы;
  • Возникновение эффекта системы «Предел роста» и проявление балансирующей петли обратной связи в динамической системе;
  • Формирование фазовой задержки поведения системы, когда уровень заказа может значительно смещаться от реальной потребности продукта в системе.
Описание деловой игры Beer Game доступно на странице: https://grow-time.ru/growth/games
Содержание тренинговой программы по развитию системного мышления, https://grow-time.ru/growth/trainings#managerCompetenceLink
 

Онлайн бизнес-симуляция Cesim Firm

Компьютерная бизнес-симуляция Cesim Firm моделирует управление производственной компанией, где реализованы функции производства, продаж, маркетинга, логистики, HR и финансов. Управленческой команде необходимо обеспечить развитие компании в высоко-конкурентной среде на протяжении 8-10 лет управления, обеспечить достижение целевых показателей по операционной эффективности и рыночной капитализации.
В бизнес-симуляции может принимать участие от трех до неограниченного количества участников. Уровень настраиваемой конкуренции от 2 до 12 компаний в каждом пространстве, что соответствует от очень низкой – до очень высокой конкурентной борьбы команд между собой. Программа может быть реализована как в очном режиме, так и в дистанционном режиме.

Результаты применения бизнес-симуляций Cesim

Онлайн бизнес-симуляции позволяют участникам развивать понимание функционирования бизнес-систем в конкурентной изменяющейся среде, получить опыт принятия решений в непрерывном управленческом цикле, которой характеризуется:
  • Анализом текущей ситуации, использования нелинейных инструментов системного анализа, диагностикой существующих петлей усиливающих и балансирующих обратных связей;
  • Принятием взвешенных рациональных решений на основании приоритета текущих показателей, выбора наилучшей альтернативы из существующих возможностей и рисков;
  • Работой с рыночной и финансовой информацией. Анализом фактических результатов в раунде, как реализованных возможностей и случившихся рисков.
Поскольку в бизнес-симуляции участники проходят, сначала для знакомства со средой несколько тренировочных раундов, а затем 8-10 лет управления своей виртуальной компанией, то это позволяет многократно отработать принципы анализа поведения взаимосвязанных динамических систем, возникновения проблем в действующем бизнесе, принятие взвешенных решений.

Подробнее о бизнес-симуляции смотрите, включая видео, здесь: https://grow-time.ru/growth/cesim/firm
Возможно также использование отраслевых решений Cesim [6] для развития навыков системного мышления. Например, бизнес-симуляции: Cesim Bank «Управление банком», Cesim Retail «Управление розничными продажами», CesimPower «Управление энергетической компанией», Cesim Dealership «Управление автодилером». Полный список отраслевых решений смотрите также здесь: https://grow-time.ru/growth/cesim
 

Общие выводы

Из указанного содержания требований к компетенции «Системное мышление» можно сделать вывод о высокой сложности развития подобной компетенции. Надо честно отметить – Системное мышление, это трудно развиваемая комплексная компетенция, но очень нужная и ценная способность человека. Отдельные компоненты такого навыка мы развиваем в течение продолжительного времени. Когда мы в школе учимся решать задачи, в вузе пишем курсовые и дипломные работы, подробно анализируем существующую информацию, предлагаем новые выводы, мы действительно формируем свой персональный фундамент для такой компетенции.
При этом, при последовательной системной работе в направлении своего развития:
  • понимая критерии и индикаторы компетенции Системное мышление,
  • используя передовые технологии развития как бизнес-симуляции, деловые игры и тренинговые форматы,
  • достигая осознанности в персональном совершенствовании,
возможно овладеть искусством принятия решений высокого качества, преодолеть многие ограничения «пределов роста».
С чего лучше начинать? Сначала понять текущий уровень развития компетенции. Для этого посмотреть результаты последнего участия в Центре оценки или пройти экспресс-самодиагностику, см приложение 2. Следующий шаг – сформировать и реализовать план системного персонального развития!
 
Максим Чернышов, 
май 2020
#системноеМышление, #принятиеРешений, #управленческиеКомпетенции 
 
 

Приложение 1. Группа компетенций Lominger «Способность принимать сложные решения»

Качество принятия решений

Как справедливо отмечают составители компетенции, любое «решение может быть правильным лишь в данном промежутке времени… Никто не может быть прав всегда и во всем». Уровнем нормы для данного качества, считается когда:
  • Сотрудник предлагает взвешенные решения, основанные на сочетании анализа, здравого смысла, опыта и проницательности
  • Большая часть предлагаемых решений может быть реализована за отведенное время
  • Окружающие обращаются к сотруднику за советами и решениями
 

Интеллектуальный потенциал

Успех как в работе, так и в жизни сильно зависит от приобретённых знаний и навыков и их использования для разрешения проблем и сложных жизненных ситуаций. Уровень нормы для компетенции:
  • Наличие хороших интеллектуальных способностей
  • Сотруднику дается умственная работа, в том числе и сложная
  • Сотрудника характеризуют как наблюдательного, сообразительного, интеллектуально одаренного человека.
 

Способность «схватывать на лету»

Большинству не составляет труда решать те задачи, с которыми уже сталкивались ранее. Значительно сложнее анализировать проблемы в новых контекстах и формате применения отличающихся от прошлого решений. Требуется способность отбросить прошлый опыт, быстро увидеть суть ситуации, использовать новый подход. Уровень нормы для компетенции:
  • Быстро обучается при решении новых задач
  • Постоянно осваивает новое в разных областях
  • В поисках улучшений анализирует как успехи, так и неудачи
  • Готов экспериментировать, использовать доступные средства для поиска решения
  • Готов браться за трудные и незнакомые задачи
  • Быстро схватывает суть и скрытую структуру изучаемого явления
 

Решение проблем

Почему люди часто неуспешны в решении проблем? Типичные ловушки мышления – делать поспешные выводы; не изучать как следует проблему, собрав поверхностную, самую доступную информацию; не учитывать того, какие еще есть возможности и риски. Уровень нормы для компетенции, сотрудник:
  • Использует все доступные источники для поиска ответов
  • Применяет строгий логический подход для решения
  • Может видеть скрытые проблемы
  • Отлично справляется с объективным анализом, использует инструменты анализа
  • Не довольствуется очевидным и не останавливается, получив «сырой» ответ.
 

Приложение 2. Экспресс самооценка компетенции «Системное мышление»

Ниже приведен один из общих вариантов формулировки компетенции Системное мышление. Данное описание достаточно универсальное, при этом, как уже указывалось выше, в различных компаниях содержание компетенции может отличаться.
Для выбора эффективных действий по своему развитию стоит провести экспресс-самооценку уровня текущего проявления компетенции. Для этого воспользуйтесь таблицей ниже и оцените текущее поведение по 5-ти бальной шкале на каждом уровне, где 1 – действую точно, как указано в столбце слева, 2 – действую скорее так, как указано слева. Оценка 5 – действую точно так, как указано в столбце справа, 4 – действую скорее так, как указано в столбце справа. Оценка – 3, если мои действия — это нечто промежуточное для значений справа и слева.
Внимание! При самооценке важно ориентироваться на те проявления, которые были реально продемонстрированы в поведении в недавнем прошлом. Не имеет смысла ориентироваться на то, что «я знаю» или что «я могу поступить так». Компетенция – это не сослагательное проявление чего-либо. Будьте честными перед собой, используйте факты своего поведения.
Уровень развития навыка можно быстро оценить, если сложить уровни самооценки по указанным пяти индикаторам вместе и умножить полученное значение на 4. Так в процентах (от 100%) Вы получите текущий уровень самооценки уровня проявления компетенции «Системное мышление».
 

Литература

  1. Файоль А., Общее и промышленное управление. – М., 2000
  2. Сенге Питер М., Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации. – МИФ Бизнес, 2018
  3. Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт, Искусство системного мышления. – Альпина Паблишер, 2018
  4. Библиотека компетенций Ломингер, FYI® For Your Improvement,  https://www.kornferry.com/fyi-resources
  5. Flight Simulators for Management Education, "The Beer Game", Prof. John D. Sterman, MIT, http://web.mit.edu/jsterman/www/SDG/beergame.html
  6. Официальный сайт компании Cesim, https://www.cesim.com/ru/home